ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ТРЕБОВАНИЯ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования был разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской федерации» дошкольное образование стало первым уровнем общего образования. Дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, или в форме семейного образования. На реализацию программ дошкольного образования имеют право дошкольные образовательные организации (детские сады), общеобразовательные организации (школы) и организации дополнительного образования.

С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155).

1. На основе требований стандарта детские сады самостоятельно разрабатывают и утверждают свои образовательные программы (далее — программы). При этом они могут учитывать примерные образовательные программы дошкольного образования из федерального реестра.

Основная общеобразовательная программа — образовательная программа дошкольного образования структурного подразделения государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №9г.о. Чапаевск Самарской области детский сад №10 «Планета детства»
— разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО),  в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО)
— обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей (от 2 до 8 лет) – физическому, социально — коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому

В соответствии с ФГОС ДО в одном детском саду может реализовываться как одна программа, так и несколько (разные группы могут заниматься по разным программам с учетом развития и возможности детей).

Но в любом случае содержание программы должно обеспечивать развитие личности ребенка-дошкольника в пяти образовательных областях:
— социально-коммуникативное развитие;
— познавательное развитие;
— речевое развитие;
— художественно-эстетическое развитие;
— физическое развитие.

Программа должна состоять из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Причем, объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.

2. Требования к условиям реализации программы включают в себя требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Впервые в стандарт включено понятие развивающей среды. А это значит, что наши детские сады теперь должны выглядеть по-другому. Стандарт требует: окружающая ребенка среда должна быть «развивающей предметно-пространственной». То есть будить воображение и любознательность, давать возможность проявлять свои интересы, а заодно — и азы знаний. А также отвечать следующим принципам: быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

3. В стандарте указано, что специфика дошкольного детства, а также системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры — это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Необходимо отметить, что в ФГОС ДО целевые ориентиры прописаны для всех возрастных этапов: от младенческого (2 месяца — 1 год) и раннего (1 год — 3 года) возраста до этапа завершения дошкольного образования.

Никаких экзаменов, аттестаций в детских садах не допускается. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Главный упор в стандарте сделан на развитие малышей через игру, через общение со сверстниками, старшими ребятами, семьей, взрослыми.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
— индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
— оптимизации работы с группой детей.

Для обеспечения внедрения ФГОС ДО и облегчения работы на местах, вышли в свет «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года № 08-249.

Необходимо отметить, что внедрение ФГОС ДО имеет ряд потенциальных рисков. Так, Александр Асмолов отметил, что одним из основных рисков является столкновение стандарта с установками родителей, которые до сих пор считают, что от дошкольных организаций требуется «дрессура детей», которая позволит им быть готовыми к школе. Определенные ожидания подобного же рода есть и у педагогов начальных классов. Они считают, что, приходя в первый класс, дети должны уметь считать и писать, в том числе, благодаря занятиям и умениям, полученным в детском саду. Действительно, необходимость того, что ребенок должен быть подготовлен к следующему уровню образования, никто не отменял. Однако в стандарте прописано совсем другое — нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться. «Не ребенок должен быть готов к школе, а школа — к ребенку….Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий творческий потенциал каждого и всей нашей культуры» (А. Асмолов).

Система российского дошкольного образования в стратегических документах

•  Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
• Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы

Федеральные нормативно-правовые документы, регламентирующие вопросы реализации ФГОС ДО

Приказ № 1155 от 17.10.2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Приказ Минпросвещения России от 21 января 2019 г. № 31 «О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155»

ПРИКАЗ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ от 8 ноября 2022 г. N 955 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КАСАЮЩИЕСЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)